Красой и гордостью польской армии, бесспорно, были гусарские полки. Именно они составляли ударную силу кавалерии. Нам достаточно хорошо известно их вооружение и снаряжение, но об их тактике информации мало. В качестве версии можно предположить следующее. После реформы Стефана Батория, который ввел единообразное вооружение в гусарских полках, они прочно заняли место тяжелой кавалерии. Баторий сразу отказался от распространившегося в Европе метода караколирования, понимая, что бессмысленная стрельба не может принести значимых результатов и лишает конницу ее главного козыря — подвижности и маневренности. Поэтому основной принцип тактики сводился к мощному удару холодным оружием.
На картине «Битва при Кирхольме» (161, ч. 1) (происходила в 1605 г. со шведами) изображена формирующаяся колонна польских гусар, состоящая из двух шеренг всадников, вооруженных копьями. По-видимому, это передние ряды кавалеристов, кавалерия в XVII веке строилась, как минимум, в четыре шеренги (конечно, в расчет не берутся случаи, когда большая убыль в личном составе не позволяла выстроить колонну целиком).
читать дальше
Источник: В. Тараторин, «История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века»


Войцех Коссак. "Битва под Кирхольмом"

Комментарии
01.02.2014 в 02:09

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Коссак написал это полотно во второй половине XIX столетия.
Питер Снайерс, голландец, написал полотно на ту же тему в 1630 году (тоже, конечно, не абсолютный авторитет - баталист, но ни одного сражения лично не видел). Но однако можно предположить, что Снайерс писал свои работы по рассказам очевидцев, тем более что в то время еще были живы ветераны Кирхгольма.
Так вот, у Снайерса upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Kir... на картине ясно видно построение крылатых гусар эскадронами в две шеренги, поголовно с пиками :shuffle2:
01.02.2014 в 15:09

Comte le Chat, вообще не очень понятно, какую именно картину имел в виду автор книги, Коссака, Снайерса или еще кого-то другого, поскольку имени художника он не называет. Хотя, возможно, в печатном варианте книги была соответствующая иллюстрация.
01.02.2014 в 21:49

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Жаль... В электронном я тоже не нашел ни иллюстраций, ни списка литературы, хотя по тексту периодически встречаются отсылки к разным источникам.
01.02.2014 в 22:34

Comte le Chat, :nope:
вот тут есть еще одна картина на эту тему, но тут почти вообще ничего невозможно разглядеть:
www.k2x2.info/istorija/zaterjannyi_mir_ili_malo...
01.02.2014 в 22:53

У меня в книге "Polish winged hussar" (автор - Ричард Бжезинский) про гусарские формации написано так:
"На протяжении XVI века основной формацией польской кавалерии был гуф (huf). (...) Гетман Флориан Зебжидовский в своих "Военных артикулах" 1561 года писал, что даже в крупных гуфах не должно быть более четырех шеренг. Но на деле (...) в формациях могло быть больше шеренг.
(...)
Со временем количество шеренг в гуфах уменьшилось. В 1620ых их было 3. Дюпонт утверждает, что под Веной их было уже две, но но Далерак и другие упоминают о трех шеренгах. После 1700 их, по-видимому, действительно было две."

Знаменитые крылья гусар во время скачки издавали своеобразный звук, который сильно пугал неподготовленных лошадей, и они начинали беситься, отказывались подчиняться всадникам и расстраивали боевой порядок.
Тут он все-таки неправ, эту теорию уже давно опровергли. Никаких особых звуков крылья не издают.
01.02.2014 в 23:13

Hajduczek, Никаких особых звуков крылья не издают.
:wow2: а жаль, как бы красочно можно было описывать в книгах! :D
01.02.2014 в 23:17

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Белка Челли
Это фрагмент полотна Снайерса :) Левый нижний угол.

Hajduczek
Кстати да)) Я на выкладке с пиками "застрял", а про крылья как-то мельком прочел.
Что касается гуфов - мне кажется, тут всё зависело от конкретных условий, местности и военачальника, количество шеренг могло очень сильно варьироваться. И всё-таки я склонен поверить кисти Снайерса и двум шеренгам под Кирхгольмом, очень уж много на его картине деталей. Например, построения, которые по ссылке Белка Челли определены как белорусские хоругви - таки тогда всё ж ещё литовские - даже прапорцы имеют разных цветов, и вряд ли художник стал бы "заморачиваться" с такими деталями, если бы они не были важны; скорее бы использовался один цвет для всех, но ведь нет.

Вообще меня что смутило у Тараторина (помимо того, что я так и не смог найти, кто это такой - историк, публицист, who is?) - так это именно заявление, что, мол, два ряда шли в атаку с пиками, а остальные пик не имели и кололи кончарами. Выглядит немного бредово: представить себе даже, что гусары вдруг попали в засаду, или нужно с марша развернуться для боя - и что же, им всегда выдерживать порядок "те, у кого пики - только впереди!"? Нереально. Куда реальнее, что комплект вооружения (о чём пишет даже Википедия) был типовым: пика, сабля, пистолеты, плюс кончар, или палаш, или чекан - оружие для пробивания доспехов, для боя с такой же тяжёлой кавалерией.
01.02.2014 в 23:36

Белка Челли, не, ну шуршать-то на ветру они могут, почему нет. Некоторые современники упоминают "шелест" крыльев - отсюда, видимо, и пошла вся эта путаница. Но это только если ветер сильный, а от одной только скачки они не шуршат особо.

Comte le Chat
выглядит немного бредово: представить себе даже, что гусары вдруг попали в засаду, или нужно с марша развернуться для боя - и что же, им всегда выдерживать порядок "те, у кого пики - только впереди!"? Нереально. Куда реальнее, что комплект вооружения (о чём пишет даже Википедия) был типовым: пика, сабля, пистолеты, плюс кончар, или палаш, или чекан - оружие для пробивания доспехов, для боя с такой же тяжёлой кавалерией.
Мне тоже это показалось странным. Я раньше нигде не встречала упоминания о том, что только у передних рядов были пики. Вроде везде пишут про стандартный набор.
01.02.2014 в 23:50

Выглядит немного бредово: представить себе даже, что гусары вдруг попали в засаду, или нужно с марша развернуться для боя - и что же, им всегда выдерживать порядок "те, у кого пики - только впереди!"? Нереально. Куда реальнее, что комплект вооружения (о чём пишет даже Википедия) был типовым:
с одной стороны, логично. С другой - все-таки действительно в достаточно плотном строю в задних рядах длинная пика принесет мало ущерба противнику, зато возрастает риск случайно задеть своих же в предних рядах. Так что, видимо, вот и причина того, что Со временем количество шеренг в гуфах уменьшилось. - пока не пришло к оптимальному числу 2, которое и сняло данное противоречие.
02.02.2014 в 12:20

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Белка Челли
Согласен, в задних рядах пика становится бесполезной, и согласен, это могло стать причиной того, что гуфы постепенно перешли к двухрядным шеренгам по уставу. Но я потому и привел картину Снайерса, что на ней ясно показано: в бою - во всяком случае, под Кирхгольмом - польские крылатые гусары выстраивались в двухрядные гуфы. Да и кстати сказать, сейчас попробовал посмотреть полотно Коссака покрупнее: buk.wzks.uj.edu.pl/grunwald/bitwy/image/bitwy/K... - или я что-то путаю, или там те же двухрядные гуфы.
Кстати, четырехметровых прапорцев ни на одном из полотен не видно даже близко, откуда Тараторин взял эту цифру - непонятно. Как и теорию, что прапорцы могли защитить от прицельной стрельбы. В ту эпоху при гладкоствольном оружии стрелять прицельно можно было только на достаточно ограниченном расстоянии, где прапорцы уж никак не помешали бы стрелку - а на дальней дистанции залп поражал больше не меткостью, а мощностью, одновременный выстрел десятков и сотен мушкетов или пистолетов просто косил подряд людей и лошадей - тут уж все равно, в кого попадет, главное, сдержать атаку, не дать кавалерии набрать скорость.
02.02.2014 в 12:40

Comte le Chat, согласна, четрехметровые волочащиеся по земле тряпки (да простят мне панове это выражение) - это абсурд.

Да и кстати сказать, сейчас попробовал посмотреть полотно Коссака покрупнее: buk.wzks.uj.edu.pl/grunwald/bitwy/image/bitwy/K... - или я что-то путаю, или там те же двухрядные гуфы.
именно - собственно, Тараторин то же и говорить, только считает это построение неполным.
Как бы то ни было, думаю, можно с уверенностью считать, что именно под Кирхгольмом построение было двухрядным, другое дело - был ли такой способ обычным, или это ообый случай?
02.02.2014 в 13:22

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Белка Челли
это абсурд
Полностью согласен.

только считает это построение неполным
И непонятно - почему :-(

построение было двухрядным, другое дело - был ли такой способ обычным, или это ообый случай?
Мне кажется, здесь мы как раз можем обратиться к книге Бжезинского, которую привела Hajduczek. В 1620-х шеренг было уже три, Кирхгольм - 1605 год, логично предположить, что к началу XVII века стали привычными построения в 2-3 шеренги вместо прежних 4-6, которые были в XVI веке.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии